Для оптимального выбора режима движения автомобиля служит КПП. В модели ВАЗ 2108 устанавливается КП четырех или пяти ступеней, объединена с главной передачей и дифференциалом. Несколько значений может иметь главная передача. Надежность узла зависят от своевременной диагностики его работы, при необходимости замены изношенных деталей новыми. Инструкция по обслуживанию автомобиля предлагает качественно выполнить ремонт коробки передач своими руками, без привлечения дополнительно специалистов автосервиса.
Когда требуется ремонт КПП
На ВАЗ 2108 КПП ремонт требует в случаях:
Нагрева элементов коробки передач.
Повышенного шума.
Отсутствия переключения передач.
Передача «выбивается» на ходу.
Ремонт КПП ВАЗ 2108
Для устранения неисправностей узла его нужно снять с автомобиля. Для этого машина устанавливается на смотровую яму или подъемник. Поднимается и фиксируется от случайного закрытия капот. Изнутри отсека отсоединяются:
Провода от аккумулятора, датчика ВМТ и тягового реле стартера.
От картера сцепления провод «массы».
Разъединяются картер сцепления и датчик ВМТ.
Удаляется трос привода спидометра.
Освобождается вилка выключения сцепления.
К левой шпильке, фиксирующей выпускной коллектор, крепится скоба, которая нужна для подъема двигателя.
На таль подвешивается мотор.
Снизу авто:
Снимается нижняя крышка картера сцепления и брызговик двигателя.
Из коробки передач сливается масло.
Отключается свет заднего хода.
Отсоединяется тяга от штока для выбора передач.
Разъединяются коробка передач и двигатель.
Откручиваются гайки, фиксирующие полуоси в ступице поворотного кулака.
От поворотных кулаков отсоединяются шаровые шарниры, установленные на рычагах подвески.
В стороны отводятся валы приводов колес.
Совет: При затруднении разъединения привода колеса и полуосевой шестерни авто, коробка передач снимается одновременно с приводом колеса и шарнир выпрессовывается из шестерни на стендовой плите.
Снимается со шпилек КП и извлекается кронштейн подвески, закрепленный в проушинах лонжерона кузова.
Снимается стартер.
Для разъединения ведомого диска сцепления и вала КП откручивается, фиксирующий картер к двигателю, болт и смещается коробка передач от двигателя.
Коробка передач извлекается из автомобиля.
Совет: При монтаже коробки передач нужно следить, чтобы ее первичный вал не опирался на лепестки, расположенные на нажимной пружине. В противном случае их легко можно повредить.
Разборка КП
Ремонт коробки ВАЗ 2108 начинается с промывки ее и установки на плиту для удобной последующей работы. Итак:
Откручивается и снимается задняя крышка устройства, удаляется уплотнительная прокладка.
С подшипников обеих валов снимаются установочные кольца.
Удаляется крышка фиксаторов и из гнезда вытаскиваются шарики и пружины фиксаторов.
Выкручивается пробка и вытаскиваются элементы, удерживающие вилки заднего хода.
Отсоединяется и снимается картер сцепления.
Вытаскиваются вилки, штоки и ось. Удаляется промежуточная шестерня заднего хода.
Одновременно вынимаются два вала из гнезд роликоподшипников картера сцепления, снимается дифференциал.
Первичный и вторичный валы одновременно вытаскиваются из корпуса
С помощью съемников из картера сцепления выпрессовываются наружные кольца подшипников дифференциала и валов.
Освобождается от фиксации и снимается механизм выбора передач.
Со штока откручивается и снимается винт фиксирующий рычаг выбора передач.
Из картера сцепления вытаскивается шток, как показано на фото.
Вытаскивание штока выбора передач
Совет: Если нет необходимости шарнир и рычаг для выбора передач лучше не снимать. Фиксирующие их конические винты дополнительно крепятся специальным клеем .
Порядок разборки дифференциала
Итак:
При замене ведомой шестерни откручиваются установочные болты и деталь спрессовывается с коробки дифференциала.
С оси сателлитов удаляется стопорное кольцо и ось выпрессовывается.
Из коробки дифференциала вынимаются сателлиты и полуосевые шестерни.
При необходимости с помощью съемника спрессовываются с коробки подшипники.
Механизм выбора передач разбирается, если его детали требуют ремонта.
Составление дефектной ведомости
Перед началом работ все детали очищаются от грязи, промываются и обдуваются сжатым воздухом. Особое внимание обращается на подшипники. Итак:
Визуальному осмотру подвергаются картеры сцепления и коробки передач, крышка. Детали не должны иметь трещины, сколы, посадочные поверхности подшипников – без износа и любых дефектов. Плоскости разъема коробки передач и картеров сцепления не должны иметь рисок, сколов или вмятин, которые могут повлиять на герметичность узла.
Осматривается задняя крышка. Необходимо убедиться, что состояние сапуна – рабочее, грязи на нем нет, без повреждений плоскость разъема крышки и картера коробки передач. От изношенных частиц детали очищается магнит.
Наличие на поверхностях небольших изъянов устраняются зачисткой шлифовальной шкуркой. В процессе сборки поврежденные места смазываются герметиком. Сильно изношенные и поврежденные элементы заменяются новыми.
Даже при наличие незначительных повреждений проводится замена сальников коробки. Не более 1 миллиметра допускается износ на сальнике рабочей кромки.
Все прокладки для уплотнения лучше заменить новыми.
На валах проверяются состояние зубьев на наличие сколов, износа.
Посадочные шейки под подшипники валов должны быть без задиров и износа.
Не иметь вмятин и износа канавки валов и поверхности шлицевых соединений. В противном случае возможно образование зазоров между валом и ступицами муфт синхронизаторов. При больших зазорах детали подлежат замены.
Все шестерни должны быть без видимых сколов. В зацеплении пятно контакта рабочих поверхностей зубьев обеспечивается на всей плоскости.
Особое внимание уделяется всем типам подшипников. Не более 0,05 миллиметров допускается радиальный зазор роликовых и шариковых подшипников. При наличии повреждений на беговых дорожках, поверхностях роликов, игл или шариков изделия полностью подлежат замене.
Исключается повреждения штоков, вилок, рычагов, участвующих в выборе передач. Скольжение штоков во втулках и отверстиях картера – свободное, без заеданий.
Обращается внимание на торцы зубьев муфт. При износе блокирующих колец до образования осевого зазора 0,6 миллиметров между торцами зубчатого венца и блокирующего кольца, последние заменяются новыми.
Если возможно, выполняется устранение неровностей, создающих препятствия свободному скольжению муфт блокирующих колец, бархатным напильником.
Визуально осматриваются оси сателлитов, шестерни дифференциала. Посадочные места подшипников на коробке дифференциалов. Незначительные повреждения устраняются мелкозернистой шкуркой, при больших изъянах – детали меняются новыми.
Проверка состояния подшипников и посадочных мест под них
Проверяются состояние рычага, участвующего в выборе передач заднего и переднего хода, шайбы и упорной втулки, осей и блокировочных скоб механизма выбора и переключения передач. Сильно изношенные детали заменяются новыми.
Рычаг шаровой опоры должен свободно проворачиваться в узле, без заеданий, не иметь свободного хода. Нельзя допускать деформацию тяги привода, защитный чехол – без повреждений. При необходимости, деформированная тяга может быть выправлена или заменена на новую.
Как правильно выполнять проверку деталей на отсутствие дефектов можно посмотреть на видео. При выполнении всех работ самостоятельно цена ремонта будет значительно ниже.
Сборка коробки передач авто ВАЗ 2108
После того как на ВАЗ 2108 ремонт коробки передач окончен ее собирают в обратной последовательности разборке, учитывая некоторые рекомендации. Начинаем:
Обезжириваются в ступице рычага и корпусе шарнира резьбовые отверстия, фиксирующие винты. На резьбу последних наносится специальный клей марки ТБ-1324, после чего винты затягиваются.
Совет: Необходимо обратить внимание, что разные винты имеют свое покрытие и определенный момент затяжки. Фиксирующий рычаг – фосфатирован (имеет темный цвет), при длине 19,5 миллиметров его момент затяжки составляет 33,6 Н.м. Шарнир крепится кадмированым (золотистым) винтом, длина которого 24 миллиметра, а момент затяжки равен 19,1 Н.м.
На жидкую прокладку ТВ-1215 или КЛТ-75ТМ устанавливаются:
сальник первичного вала, по наружному диаметру;
приводов колес;
корпус сальника на штоке выбора передач.
При установке штока в картер сцепления необходимо следить за входом по всему периметру фланца наконечника во внутрь канавки чехла.
В шаровую опору на рычаге переключения передач закладывается смазка ЛСЦ-15.
Обратно разборке собирается вторичный вал. В собранном виде устанавливаются синхронизаторы, которые предварительно нагреваются до 100°С, а стопорные кольца муфт на них меняются новыми.
Для исключения заедания на конусах шестерен блокирующих колес, которое может возникнуть при остывании деталей, перед тем как установить нагретый синхронизатор на вал, необходимо установить прокладку, имеющую форму вилки между торцами шестерен и блокирующими кольцами. После остывания деталей прокладка удаляется.
Блокирующие кольца синхронизатора устанавливаются таким образом, чтобы выступы меньшей высоты были расположены под пружины фиксаторов напротив гнезд ступицы. В противном случае собранный узел переключать передачи не будет.
Облегчить установку фиксатора можно намазав его шарик небольшим количеством консистентной смазки, затем деталь закладывается в сухарь, пружина, с помощью отвертки отводится в сторону от гнезда и сухарь ставится на место одновременно с шариком. В скользящей муфте гнездо большей глубины должно располагаться напротив шарика.
Сборка дифференциала
Порядок выполнения работ обратный разборке:
Перед началом нужно шестерни и сателлиты смазать моторным маслом. Необходимо учесть, что не больше 0,4 миллиметров должен быть зазор осевой шестерни полуоси. При это момент сопротивления, возникающий при вращении шестерни дифференциала, не должен быть более 10,0 Н.м. Увеличенный зазор указывает на износ деталей дифференциала, они требуют замены.
Устанавливается на коробку дифференциала ведущая шестерня привода спидометра, затем с помощью оправки напрессовываются внутренние кольца подшипников.
Запрессовывается в специальное гнездо сальник штока, вставляется шток выбора передач в отверстие картера, на штоке устанавливается рычаг выбора передач. На винт для обезжиривания резьбового соединения наносится специальный клей марки ТБ-1324.
Запрессовываются в корпусе картере сцепления наружные кольца подшипников обеих валов, собранных с сепараторами, внутренние кольца этих же подшипников напрессовываются на валы.
Устанавливается узел выбора передач. Необходимо после установки убедиться, чтобы рычаг штока и рычаг узла выбора передач были расположены правильно относительно друг друга. Механизм выбора передач фиксируется.
Сальник запрессовывается в картер сцепления таким образом, чтобы на отполированном пояске была расположена его рабочая кромка.
На валы устанавливаются шариковые подшипники, накручиваются и затягиваются динамометрическим ключом гайки. Для фиксации гаек от раскручивания их расчеканивают, длиной примерно 4 миллиметра.
Дифференциал устанавливается в картер.
Валы вместе с шестернями монтируются в узел. Устанавливается ось с расположенной на ней шестерни заднего хода таким образом, чтобы вилка последнего вошла в паз на промежуточной шестерне. Ставятся на место штоки для переключения передач, фиксируются вилки на штоках.
В гнездо картера укладывается очищающий магнит.
Располагается между картерами коробки передач и сцепления прокладка.
Подбирается и устанавливается регулировочное кольцо в гнезде картера КП, запрессовывается наружная обойма конического роликоподшипника дифференциала.
Крепится привод спидометра.
На картер сцепления ставится картер КП и фиксируется гайками. Подшипники ограничиваются стопорными шайбами.
Монтируются вилки заднего хода и фиксаторы штоков, крепится крышка фиксаторов и пробка в вилку фиксатора заднего хода.
Подбирается регулировочное кольцо подшипников дифференциала, которое должно обеспечить натяг подшипников 0,25 миллиметров.
Установка КПП
Обратно снятию устанавливается на автомобиль коробка передач. При этом нужно учесть:
Необходимо убедиться в замене стопорных колец на внутренних шарнирах. Иначе возможно разъединение полуосевых шестерен и приводов колес во время движения авто.
Смазка ЛСЦ-15 тонким слоем наносится на шлицы первичного вала, а смазка ШРУС-4 наносится на направляющую втулку муфты подшипников для выключения сцепления. Центрируется с помощью оправки ведомый диск сцепления.
Выполняется регулировка полного хода педали сцепления и привод механизма переключения передач.
Проводится заливка масла до указанного уровня.
Как заменить масло в КПП Вы можете узнать на нашем ресурсе.
Если в КПП ВАЗ 2108 ремонт и правильный уход узла выполняется регулярно, автолюбитель увеличивает ресурс эксплуатации своего автомобиля.