Какие вредности подстерегают маляра, занимающегося покраской автомобилей?Несмотря на то, что покраска автомобилей является творческой работой, с ней связаны определенные вредности, которые так или иначе влияют на организм. Чтобы максимально сохранить здоровье, следует придерживаться нескольких важных рекомендаций, о которых пойдет речь дальше. РастворителиОрганические растворители № 646-й и 647-й в покраске используются наиболее часто. Благодаря им хорошо промываются всевозможные краскопульты и шпателя после шпаклевки. Однако, именно эти растворители и несут львиную долю вреда, особенно в зимнее время, когда боксы закрыты и практически не проветриваются, т.к. надо сохранить тепло в помещении. Хорошая вентиляция позволит снизить вредность растворителей. Шпаклевка: пыль при сухой обработкеПрактически любая автомобильная шпаклевка состоит из частиц, которые хорошо распыляются после сухой обработки вручную. Эта пыль попадает в дыхательные пути, и уже после нескольких минут ошкуривания шпаклевки можно ощутить першение в горле. Для защиты от пыли лучше использовать специальные респираторы, шлифовальную машинку с пылеотводом или обрабатывать поверхности с увлажнением. Однако не стоит забывать, что вода может проникать в некоторые шпаклевки и просачиваться через поры до металла, выхывая коррозию. Краски: вредные испаренияБольшинство автомобильных красок являются органорастворимыми. Для них характерен «ацетоновый» запах. Аналогичными растворителями разбавляются и лаки. Растворители и разбавители бывают настолько едкими, что в процессе работы могут вызывать слезотечение. Для защиты дыхательных путей и легких следует пользоваться абсорбционными респираторами. Полностью защититься можно только, надев герметичный защитный костюм и перчатки. Основную дозу вредных веществ мастера получают из-за пренебрежения к средствам защиты. Если красить машины без респиратора, то вместе с воздухом маляр вдыхает огромное количество паров растворителя и частиц самой краски в виде аэрозоля. Тело после окончания работы можно отмыть растворителем, но не стоит забывать, что кожа является органом и через нее в организм легко проникаю токсины. Лет двадцать назад все было еще хуже, ведь такими красками, как «Ярославка», без слез невозможно было покрасить не только автомобиль, но даже и одно крыло. Однако следует заметить, что с каждым годом вреда при покраске автомобилей наносится все меньше, краски совершенствуются и становятся более экологически чистыми. Возможно, настанет день, когда покраска будет совсем безвредным занятием. А пока не стоит пренебрегать средствами индивидуальной защиты. Профессиональные болезниПрофессию автомаляр однозначно можно назвать одной из самых вредных. Раньше людям, работающим с красками, давали молоко за вредность. Сегодня никто молока не дает, но, как выяснилось, не сильно оно и помогает, после того, как надышишься ацетоном. Более того, эффективной фармакологической защиты от органорастворимых красок не существует. На заметку Основная опасность подстерегает автомаляра при вдыхании летучих веществ, содержащихся в краске и растворителях. Пик концентрации приходится на первый час после покраски, когда автомобиль сохнет. Однако и в процессе покраски можно успеть изрядно надышаться вредными веществами. Частицы органических растворителей в виде испарений попадают на слизистые оболочки дыхательных путей. Молекулы едких веществ легко пробивают тончайшую оболочку, толщина которой измеряется на уровне атомов. Ацетон и прочие органические растворители являются сильными ядами. Они проникают сквозь бреши в защитной слизистой оболочки и отравляют организм. К профессиональным заболеваниям автомаляров относятся:
Частое вдыхание паров растворителя может вызывать бронхиальную астму, сильную аллергию, а также заболевания носоглотки. Попадая в кровь, растворители вызывают головокружение, тошноту и рвоту. В первую очередь страдает головной мозг, печень и почки. Со временем, если работать без средств индивидуальной защиты, регулярное вдыхание паров растворителя может привести даже к онкологии. Средства индивидуальной защитыК сожалению, практически никакие фильтры, включая угольные, не в состоянии на 100% очистить вдыхаемый воздух в покрасочной камере от всех видов токсических составляющих. Пористые наполнители хорошо улавливают аэрозоли, а уголь нейтрализует большинство токсинов, но ни то, ни другое не в состоянии отфильтровать изоцианиды, представляющие наибольшую опасность. Важно знать Чтобы полностью защитить себя от вредных веществ, имеющихся в воздухе покрасочной камеры, необходимо рассматривать его как враждебную среду. Это означает, что маска должна быть полностью изолирована. При этом воздух для дыхания подается извне. Профессионалы пользуются изолирующими системами, состоящими из вентилирующих масок с герметичным забралом, гофрированного шланга подачи воздуха, и нагнетателя (компрессора). Система отрегулирована таким образом, чтобы человек при вдыхании получал необходимый объем свежего воздуха, и выпускал его через клапан наружу. Обычные респираторные маски типа РПГ-67 отфильтруют часть аэрозолей и при установке угольного картриджа смогут нейтрализовать до 40% токсинов. Однако все остальное придется переложить на защитные функции организма, а его ресурс, как известно, не бесконечен. Даже одна покраска без полной защиты может стать причиной приобретенного заболевания. Некоторые маляры пользуются обычным общевойсковым противогазом. Это лучше, чем любая полумаска, но для постоянной работы он не годится. Преимущество противогаза перед полумаской заключается в том, что он обеспечивает полную герметичность. Однако отфильтровывает он далеко не все. Постоянно работать в противогазе довольно некомфортно. У некоторых тальк и резина могут сами по себе вызывать аллергию. Да и назначение у общевойскового противогаза несколько иное. Автомалярам лучше пользоваться профессиональными изолирующими системами: комбинезон-маска с внешней подачей воздуха. Стоят такие системы недешево, но здоровье дороже! Интересное видео: советы автомаляра по выбору респиратора
|