Когда резко поворачиваете руль из положения нейтрально (колеса прямо) и слышите посторонние стуки либо шумы рулевой рейки, биение руля, увод автомобиля в сторону и самопроизвольное отклонение от движения прямо значит, необходим ремонт либо замена рулевой рейки ваз 2109, причем срочно. Рулевая рейка – важнейший узел управления направлением движения машины, люфты и другие неполадки затрудняют управление, и создают опасность для вашего здоровья и жизни. Как часто вы слышите в новостях: водитель не справился с управлением автомобиля? Вы сами прекрасно понимаете, к каким последствиям это приводит. Наша инструкция поможет вам выполнить ремонт и замену рейки самостоятельно.
Рассмотрим схему рейки и варианты ремонта
Схема устройства рейки рулевой ваз 2109
Существует три способа ремонта:
Полная замена рейки (если возиться особо некогда и устраивает цена, либо механизм не пригоден для ремонта)
Замена деталей из ремонтного комплекта (тут придется повозиться, снять механизм, разобрать и собрать)
Альтернативный ремонту и самый быстрый способ — подтягивание гайки на рулевой рейке с помощью специального ключа
Такой способ дает положительный эффект (только не всегда и не на долго), но может иметь плохие последствия. Например, если затянуть гайку слишком сильно, тогда повысится усилие необходимое для вращения рулевой баранки, что усложняет управление машиной. Более тяжелые последствия, это заклинивания руля во время движения машины, потерять управление да еще на скорости чрезвычайно опасно для вас и окружающих
Ремкомплект для ремонта рулевого механизма ваз 2109
Замена рулевой рейки на ваз 21093 – 2109 потребует наличия следующего инструмента:
Съемник наконечников
Молоток
Головки торцевые
Специальный ключ для рейки, (он надевается на нажимную гайку и имеет внутренний восьмигранник)
Удлинитель ключа с трещоткой
Специальный ключ для откручивания гайки подшипника, (восьмигранный стержень на «24» с углублением)
Щетка по металлу
Узкая кисточка
Совет: Прежде чем заняться процедурой на ваз 2109 замена рулевой рейки, вам необходимо обработать заранее (за сутки) все соединения «жидким ключом» (резьбы наконечников, четыре гайки, крепящих рейку, гайку затяжки упора). Затем, через полтора — два часа повторите обработку всех мест и через сутки можете начинать процедуру.
Последовательность замены и ремонта
Чтобы быстро и без проблем заменить рейку выполните порядок действий, как гласит инструкция:
Отсоединяем питание, для этого снимаем обе клеммы с аккумулятора
Ставим машину на домкрат и снимаем передние колеса, ( при этом желательно поставить автомобиль на опоры (подпорки в виде деревянных брусков).
Откручиваем гайки наконечников, и вытаскиваем пальцы из рычагов
В таком случае вам непременно понадобится съемник для пальцев – прикладываем его, закручиваем винт до упора и ударяем по рычагу молотком, придерживаем ключом винт съёмника
Прикладываем съёмник пальцев и закручиваем его винт до упора
Теперь, когда обе тяги свободны, откручиваем гайки хомутов (на фото внизу гайка указана стрелкой)
Откручиваем гайки, крепящие хомуты
Внутри салона у самого пола открутите болт на рулевом валу
Затем потяните рейку на себя покачивающим движением
Хвостовик шестерни часто отсоединяется от вала не сразу, придется повозиться
Отсоединив рейку, вытаскиваем агрегат через правую дыру со стороны колеса
Ремонт рулевого механизма
Осуществить ремонт рулевого механизма своими руками будет легко, если вы следуете рекомендациям нашего материала:
Зажимаем механизм в тиски и прочищаем щеткой по металлу, далее обрабатываем Уайтспиритом и ветошью
Как только корпус засияет как новенький, откручиваем болты усов
Предварительно рекомендуем проконтролировать состояние сайлентблоков
При обнаружении люфта, трещин резины и других дефектов, заменяем их
Отгибаем пластину, контрящую болты с помощью молотка и зубила, откручиваем болты и снимаем усы
Отгибаем края пластины зубилом и молотком
Стягиваем затычки с обоих концов рейки
Затем снимаем резинки вала и чехол. Чехол можно выкинуть сразу, остальные элементы необходимо тщательно вымыть и высушить, только не на солнце
Снимаем стопорную шайбу подшипника, поддеваем ее отверткой
Откручиваем гайку приготовленным заранее специальным ключом, под ней обнаруживаем подшипник
Затягиваем в тисках наш шлицевой вал. На губки тисков желательно подложить мягкие накладки, чтоб не повредить вал
Осторожно постукивая молотком по корпусу, пока не выйдет подшипник
За ним легко последует вал, шестеренки и остальные детали
Все снятые элементы тщательно промываем Уайтспиритом при помощи кисточки
Отыскать подшипник именно такого типа будет очень проблематично, так как он нестандартный, поэтому следует его аккуратно вымыть и сохранить
Если все-таки необходимо его снять, воспользуйтесь специальным съемником
Рекомендуем не трогать его без крайней необходимости, поскольку функционирует он весьма сносно длительное время
Вытряхиваем зубчатую рейку из корпуса и промываем ее Уайтспиритом. Затем просушите ее и смажьте
Через отверстие, находящееся в корпусе аккуратно извлекаем пластмассовую вставку и выкручиваем зажимную гайку
Часто такое действие проходит весьма туго, знайте, что в ремонтном комплекте есть новая, если боитесь повредить эту
Заменяем кольца уплотнения, сначала не забудьте вытряхнуть упор
Внимательно рассматриваем усы, наконечники не должны люфтить, пальцы должны шевелиться с приложением некоторого усилия, защитные чехлы не должны содержать трещин и других дефектов
Если заметите, что в какой либо детали (или в нескольких) дефекты либо обнаруживается неправильная работа, непременно промойте деталь и просушите
Если это не помогло, заменяем деталь, но стараемся сохранить по максимуму
длину рычага
Чтобы защитить от последствий коррозии, на данном этапе рекомендуем обработать «Мовилем» резьбу
Далее занимаемся шарнирами
Устанавливаем новые шарниры, если в их работе что либо не нравится, либо кажется подозрительным
Вставляем новую пластиковую втулку в корпус, выступы ее должны быть непременно направлены в отверстия. Отрезаем резинки