Ваз 2112: замена задних колодок в домашних условиях
1 Принцип работы тормозной системы
1.1 Инструменты
2 На это стоит обратить особое внимание
3 Приступаем к замене
Комплект задних колодок ВАЗ
На автомобилях марки ВАЗ задние колодки тормозов изнашиваются гораздо медленнее передних. Ресурс их при стандартных условиях работы и качественных накладках составляет до 50тысяч километров, после этого снижается эффективность их торможения, при этом ручной (стояночный) тормоз ослабевает, что сигнализирует о необходимости заменить колодки задние ваз 2112. Такая задача посильна для каждого и легко решается в домашних (либо гаражных) условиях, выполняется своими руками, не требует дефицитного инструмента и навыков профессионального авторемонтника.
Принцип работы тормозной системы
Принцип работы рассматриваем на примере нашей гидравлической системы с барабанными тормозами:
Нажимая на педаль тормоза, мы передаем нагрузку к усилителю, этот усилитель создает дополнительное усилие через главный тормозной цилиндр
При этом поршень главного цилиндра нагнетает (качает) жидкость через трубопроводы (трубки и тормозные шланги) к цилиндрам колес
От этого возрастает давление тормозной жидкости в приводе тормозов
От этого поршни цилиндров колес перемещают (прижимают) тормозные колодки к барабанам (либо дискам, если тормоза дисковые)
Дальнейшее нажимание педали увеличивает давление жидкости и приводит к срабатыванию тормозных механизмов
Механизмы приводят к замедлению кручения колес и образованию тормозных сил при контакте шин с дорогой
Чем больше силы мы прикладываем к педали тормоза, тем эффективнее осуществляется торможение
При торможении давление тормозной жидкости достигает 10-15Мегапаскалей
При завершении торможения (и отпускании тормозной педали), она возвратной пружиной смещается в начальное положение
В начальное положение приходит и поршень главного цилиндра тормозов
При этом тормозная жидкость от колесных цилиндров через шланги и трубопроводы вытесняется в бачок главного тормозного цилиндра
В тормозной системе падает давление
Инструменты
Замена задних колодок ваз 2112 не обойдется без нужного инструмента:
Две отвертки, плоская (шлицевая) и крестовая
Домкрат
Баллонный ключ
Плоскогубцы и тонкогубцы (плоскогубцы с тонкими и длинными губками)
Головка глубокая 7 с удлинителем и воротком либо трещоткой
Может пригодиться головка 30 с прочным воротком (если вдруг не удастся снять тормозной барабан)
Металлическая щетка
На это стоит обратить особое внимание
Замена задних колодок на ваз 2112 имеет свои особенности, без знания которых можно добавить себе ненужной работы и лишних проблем:
Ослабление и затяжка болтов крепления колес производите только тогда, когда автомобиль стоит на земле. Инструкция регламентирует моменты затягивания болтов 65–95Ньютонов на метр (что соответствует 6,5–9,5 килограмсилы на метр)
Применение для мытья тормозов (барабана, колодок и т.д.) бензина, либо солярки или каких-нибудь минеральных растворителей не допускается, во избежание проблем
Устанавливая старые колодки обратно, не допускается замена задней и передней колодки между собой, а также их перестановка с правого на левое колесо. Такая перестановка приведет к неравномерности торможения
Замену комплектов колодок тормозных надо производить сразу с двух сторон машины
Проверьте уровень жидкости в тормозном бачке, если он достигает отметки «MAX» либо очень близок к ней, необходимо откачайте часть жидкости при помощи шприца. Иначе тормозная жидкость выльется через край, когда вы будете ставить новые колодки
Приступаем к замене
Чтобы заменить на ваз 2112 задние колодки, необходимо установить ваш автомобиль на ровную площадку, подставив под передние колеса «башмаки» либо другие упоры, включить первую передачу. Затем:
Отпускаем затяжку болтов крепления задних колес
С помощью домкрата вывешиваем заднюю часть кузова машины, а вместо домкрата используем специальные подпорки (чурки или козлы, если есть)
Затем окончательно откручиваем болты, крепящие задние колеса и снимаем колеса
Перед разборкой заднего механизма тормозов, необходимо промыть его водой со специальным моющим средством, затем тщательно высушить механизм
Внимание: Уважаемые владельцы автомобилей! Для мытья тормозного механизма целиком, либо его элементов по отдельности, запрещается применение нефтепродуктов (бензина и дизельного топлива), а так же любых растворителей, об этом уже упоминалось выше. Иначе вам придется менять не только тормозные колодки
После мытья выкручиваем штифты из нашего тормозного барабана, они видны на фото
Выкручиваем из тормозного барабана штифты
Используя щетку, очищаем посадочную поверхность барабана, затем вкручиваем специальные болты в сервисные отверстия барабана.
Болты вкручиваем поочередно по одному обороту, чтобы снять барабан
Из многолетней практики, знаем, что частенько барабан прикипает накрепко к ступице, из-за особенностей режима работ
В таком случае, его можно снять, постукивая через деревянный брусочек молотком (при этом удары следует прикладывать поочередно и желательно с противоположных сторон)
Можно попробовать снять барабан при помощи плоской отвертки (отвертку вставляем между краем барабана и кожухом и выдавливаем его)
При этом не стоит забывать о том, что барабан выполнен из алюминиевого сплава, при грубом обращении может просто лопнуть, цена небрежного и грубого обращения получится неожиданной
Сняв барабан, берем линейку лучше штангенциркуль и замеряем толщину накладок на тормозных колодках
Допустимая толщина накладок 1.5 миллиметра
Когда толщина немного более, чем предельно допустимая толщина, эксплуатация машины допускается, однако обольщаться этим фактом не стоит
Всего пара сотен километров движения по нашим русским дорогам и затем на горизонте снова перспектива разборки задних тормозных механизмов
Поэтому если толщина накладок приближается к предельно допустимой величине, лучше заменить сразу и надолго забыть о проблемах с ними
Примечание: Рекомендуем при замене колодок обратить внимание на состояние тормозных барабанов. Измерьте с помощью штангенциркуля диаметр его рабочей поверхности. Допустимый диаметр для барабана в пределах 201,5 миллиметров. Если значение диаметра равно или выше предельно допустимого значения, заменяем барабан. Наличие рисок на барабане можно устранить расточкой до диаметра 201миллиметр. Рекомендуем одновременно заменить оба барабана с двух сторон.
Предостережение: Хочу предостеречь вас от нажимания педали тормоза при снятом тормозном барабане. Иначе вы можете повредить элементы рабочего цилиндра тормозов.
Воспользовавшись специальными щипцами либо отверткой, снимаем с передней тормозной колодки прижимную пружину
Отверткой снимаем прижимную пружину
Затем, щипцами (тонкогубцами) отсоединяем нижнюю возвратную пружину
Отсоединяем нижнюю тормозную пружинку, используя тонкогубцы
Теперь, используя отвертку, снимаем с задней тормозной колодки прижимную пружинку
Откручиваем нижнюю часть тормозной колодки вверх, подаем ее вверх и отсоединяем верхнюю возвратную пружину
Отсоединяем верхнюю возвратную пружинку
Тонкогубцами, отсоединяем от рабочего рычага трос стояночного (ручного) тормоза
Затем снимаем обе колодки в сборе с тормозного щита
Отсоединяем распорную планку от колодок, после этого вынимаем шплинт и достаем осевой палец с шайбой вместе
Снимаем с тормозной колодки рычаг стояночного (ручного) тормоза
Вынимаем шплинт, показанный на рисунке красной стрелкой, вынимаем палец и снимаем рычаг ручного тормоза
Устанавливая новые тормозные колодки, необходимо утопить поршни рабочих тормозных цилиндров
Сейчас пора вспомнить предостережения в начале статьи о том, что жидкость может политься через край. Проверяйте уровень, откачивайте при необходимости
Не забудьте зацепить конец тросика ручника за рычаг, прикрепленный на колодке!
Устанавливаем на ваз 2112 колодки задние в строго обратной последовательности
Учитывая то обстоятельство, что после сборки и постановки машины на колеса следует несколько раз выжать педаль тормоза до упора, чтобы вернуть колодки в рабочее расположение
Наденьте тормозной барабан, затем установите колесо
Те же действия проведите на другой стороне, колеса не опускаем на землю
Затем несколько раз выжимаем педаль тормоза
Спускаемся под машину и регулируем (натягиваем) тросик ручника
Подтянув гайку на уравнителе троса, проверяем натяжку
В салоне поднимаем ручку нашего стояночного тормоза, считаем щелчки, если щелчков больше восьми, тогда подтягиваем гайку чуть-чуть и снова проверяем
Оптимальным количеством щелчков считается от двух до семи
Главное проверить, чтобы при поднятом рычаге стояночного тормоза, колеса были зафиксированы (у нас колеса не опущены, поэтому пробуем покрутить их руками)
В снятом с ручника положении, колеса должны свободно вращаться, без заедания и трения колодок. Иначе, при движении автомобиля барабан может заклинить при нагревании
Все, процесс завершен, все вроде учли, остается посмотреть видео, если что-то до сих пор не понятно.