Замена втягивающего реле стартера ваз 2109 под силу каждому
1 Назначение втягивающего реле
2 Проверяем втягивающее реле
3 Ремонт стартера
3.1 Инструменты для замены
3.2 Снимаем стартер
3.3 Снятие и ремонт реле
3.4 Реле в неразборном корпусе
Втягивающее реле ВАЗ
Любому владельцу автомобиля или просто водителю не раз приходилось сталкиваться с такой проблемой, когда в самый неожиданный момент транспортное средство отказывается заводиться напрочь. Можно выявить причину методом исключения. Если аккумулятор полностью заряжен и в электрической сети не обнаружено проблем, тогда причину стоит искать в стартере и его устройствах (пусковое и тяговое реле). На ваз 2109 втягивающее реле стартера служит для включения обмоток и передачи вращающего момента от ротора стартера к маховику двигателя. После пуска мотора втягивающее реле разъединяет привод и отключает питание. Получается, стартер работает только в момент пуска, а далее он отключается и электрически и механически. Замена втягивающее реле стартера ваз 2109 может решить эту проблему, так как неприятности с ним довольно распространенная неисправность. Однако не стоит торопиться, всегда важно проверить и выявить причину неполадки.
Назначение втягивающего реле
Во всех машинах Волжского авто мобильного завода применяется классическая система запуска двигателя, устроенная на базе электрического стартера, имеющего следующее устройство:
Стартер является компактным электродвигателем, который при помощи муфты (она же «бендикс») подсоединяется к маховику двигателя на короткое время, приводя маховик во вращение
Все это выглядит так просто, лишь с первого взгляда, на деле, обеспечение нормальной работы стартера — очень непростая задача, и тому имеются две причины
Первая — стартер хотя и имеет скромные габариты, но в процессе работы через него пропускается ток в десятки, и даже в сотни ампер, а это создает некоторые проблемы с безопасным подключением его в цепь питания машины
Если замыкать цепь стартера в замке зажигания непосредственно, тогда никакой замок, а так же другие компоненты, которые включены в эту цепь, просто сгорят, не выдержав токов возникающих при запуске стартера(см. Ремонт стартера Ваз 2109 своими руками – возможность неплохо сэкономить)
Именно поэтому подключать этот агрегат к аккумуляторной батарее необходимо дистанционно, при помощи реле, имеющего контакты, рассчитанные на большие токи
Вторая – агрегат должен работать кратковременно, и отключаться, когда мотор запустился, иначе он будет разрушен, так как не выдержит всей мощности двигателя
С обеими задачами великолепно справляется на ваз 2109 втягивающее стартера, которое для этого и предназначено
Проверяем втягивающее реле
Сначала давайте разберемся, какие в нем бывают неисправности:
Первая ситуация, когда втягивающее реле издает щелчки, но якорь стартера при этом не крутится
Вторая ситуация, когда ни реле, ни сам стартер не подают признаков «жизни»
Начнем с первого варианта. Если реле издает щелчки, тогда следует проверить, исправность работы якоря стартера
Для проверки следует перемкнуть крупной отверткой клеммы втягивающего реле
Можно использовать вместо отвертки небольшой кусок сварочного кабеля с толстыми клеммами на концах
Это надо для того что, работая с большим током, можно запросто спалить клеммы или тонкую отвертку
При замыкании этих клемм, якорь стартера обязан закрутиться (Вы это услышите)
Это свидетельствует о том, что не исправно реле, потому что не пропускает электричество
Когда после замыкания клемм стартер все равно молчит, значит, реле не при чем, а неисправен сам стартер
Теперь, когда стало ясно, что причина неисправности кроется в реле, нужна замена втягивающего реле на стартере ваз 2109, либо его ремонт по возможности
Ремонт стартера
Инструменты для замены
Инструмент, который вам необходим для выполнения ремонта либо замены:
Головка на «13» с трещоткой (либо воротком)
Плоская (шлицевая) отвертка
Паяльник
Набор ключей
Снимаем стартер
Начинаем снимать с ваз 2109 стартер, втягивающее реле прикручено к нему, поэтому они снимаются в сборе. Последовательность действий такова:
Перед каждой работой связанной со снятием либо установкой агрегатов двигателя, следует непременно зафиксировать автомобиль ручником ( стояночным тормозом) и отключить аккумулятор от цепи питания (снять клеммы)
Эти меры предосторожности надо предпринять и при снятии стартера
Стартер и втягивающее реле в разрезе
От аккумулятора на контакт втягивающего реле приходит провод крупного сечения
Отсоединяем этот провод, ключом на «13» открутив гайку
Вытаскиваем из втягивающего реле более тонкий проводок питания обмотки
Тем же ключом на «13», откручиваем гайки (их всего три), которыми стартер прикреплен к блоку сцепления
На автомобиле ваз 2109, эти действия выполнить гораздо проще, в отличие от классических моделей, все гайки здесь располагаются в удобных (легко доступных) местах
Для выкручивания их не потребуется торцевой ключ с карданом
Вынуть стартер удобно через верх, для этого придется слегка покрутить его вокруг своей оси, либо через низ, тоже без проблем
Чтобы достать его через низ, вам придется снимать защиту картера двигателя
Снятие и ремонт реле
Снимается реле проще простого:
Открутите два болта, крепящих его к стартеру и отсоедините серьгу сердечника от верхнего конца приводного рычага
Подсоедините новое, и замена втягивающего на стартере ваз 2109 завершена
Однако его можно отремонтировать, если вас не устраивает цена нового или любите экономить:
Первой и самой распространенной проблемой является потеря контакта в местах пайки проводов к клемме
Места пайки проводков к клеммам, которые рекомендуется пропаять
Возможно, выполнена некачественная пайка и от окисления со временем контакт нарушился
Прежде чем разбирать реле, обязательно пропаяйте контактные клеммы с помощью паяльника, неисправность исчезает после этого в большинстве случаев
Схема устройства втягивающего агрегата в разрезе
Если неисправность осталась, тогда переходим к разборке:
После контактов следующие распространенные неисправности это обрыв провода и нагар на контактах
Чтобы устранить неисправности такого рода, понадобится разборка втягивающего реле
Оно состоит из корпуса (цифра 11 на фото вверху), внутри которого находится обмотка (2,3), сердечника (6) с возвратной пружиной (7,12), а также контактов (10)
Пружина служит для отсоединения шестерни ротора стартера от венца маховика, когда отключается питание обмотки втягивающего реле
Задняя крышка втягивающего стартера ваз 2109 прикручена винтами к корпусу
Поэтому сначала необходимо снять крышку
Откручиваем для этого винты ее крепления
После этого откручиваем две гайки с обоих контактных болтов
Под гайками находятся шайбы, которые важно не потерять, и при сборке обязательно установить на место
Снимаем винты, крепящие крышку, откручиваем гайки с контактных болтов
При помощи паяльника отпаиваем оба вывода обмотки
И снимаем крышку
Отпаиваем выводы и снимаем крышку
При обнаружении нагара на контактах, их необходимо почистить надфилем
Под крышкой находится уплотнительное кольцо из резины
Это кольцо надо будет заменить в случае потери эластичности или повреждения
Затем снимаем контактную пластину в сборе со штоком.
Вынимаем контактную пластину
Воспользуемся плоской (шлицевой) отверткой, чтобы снять возвратную пружину со штока
В случае деформации пружины либо сильного растяжения ее необходимо заменить, потому что вытянутая пружина уже не обеспечивает необходимый контакт и вследствие этого плохая работа втягивающего
Разбираем контактную пластинку
Для этого снимаем стопорное кольцо, изолирующая шайба и контактная пластина выпадут сами, под действием пружинки
Все детали контактной пластины (расположены в порядке установки их на шток)
Необходимо достать из крышки контактные болты
Затем тщательно очистить их контактные поверхности, потому что из-за их подгорания нарушается правильная работа втягивающего
Когда контакты подгорели сильно и устранить нагар не получается наждачной бумагой, тогда их надо повернуть на 180 градусов, чтобы их соприкосновение происходило другой (не пригоревшей) стороной
Важно : Обмотки реле устанавливаются в неразборный корпус, поэтому заменяем втягивающее реле стартера целиком при их повреждении
На этом инструкция по разборке втягивающего реле ваз 2109 завершена
Осталось произвести замену элементов вышедших из строя, и собрать все детали обратно
Реле в неразборном корпусе
Если втягивающее имеет неразборный корпус, лучше сразу заменить его целиком. Однако можно своими руками отремонтировать и такое:
Развальцовываем корпус аккуратно при помощи плоскогубец либо большой отвертки
После развальцовки, отпаиваем контакты и вынимаем крышку
Далее все по порядку, как в вышеописанном случае
При сборке останется аккуратно заклепать корпус
После сборки остается проверить сопротивление обмоток, при исправных обмотках:
Сопротивление между нижним болтом реле и лепестковым контактом при исправной обмотке в пределах около 0,5Ом
А между корпусом и лепестковым контактом примерно 0,7 Ом
На этом ремонт и замена втягивающего стартера ваз 2109 закончена. Замену, на мой взгляд, выполнить проще и быстрее, да и надежнее, если вы любите все ремонтировать до последнего, тогда посмотрите видео по ремонту.