Трансмиссионным смазкам (пример — фото вверху) совершенно незаслуженно уделяется гораздо меньше внимания владельцами авто, чем моторным. При этом забывают, что надежная продолжительная работа автомобиля возможна при условии использования масла высокого качества во всех его узлах. Сейчас различных трансмиссионных смазок выпускается великое множество, различного качества и предназначения, тут, как и с двигателем, важно не ошибиться при выборе. Наша инструкция поможет избежать проблем с коробкой. Рассмотрим, какие выбрать лучшие трансмиссионные масла на ваз 2109, чтобы коробка передач работала как часы, и долго не требовала ремонта.
Особенности и функции трансмиссионных масел
Работа смазки в трансмиссии автомобиля имеет свои специфические особенности:
Такие, как высокое контактное давление, большая скорость скольжения и обширный диапазон температур
При этом пусковые свойства, а так же весьма продолжительную работоспособность надо обеспечивать в температурном интервале от –60 и до +150
А в контактной зоне зубьев шестерен температура фактически поднимается на 150–200 градусов выше
Что же касается трения, то в контактной зоне зубьев шестерен наблюдаются гидродинамическое, граничное трение и смешанное
В современных условиях постепенно совершенствуются конструкции агрегатов ( коробок передач) и повышается интенсивность их работы, преобладающими становятся граничное трение и смешанное
Задачи для трансмиссионных масел
К главным задачам, которые должно выполнять масло трансмиссионное для ваз 2109 относятся:
Предохранить (сберечь) трущиеся поверхности от износа, задиров, сколов, в дальнейшем от поломки зубьев шестеренок
Снизить максимально потери энергии на трение
Отвести тепло (охладить) зоны контакта в зубчатых передачах
Снизить шум и вибрацию, уменьшить ударные нагрузки
Необходимые свойства
Лучшее трансмиссионное масло для ваз 2109 должно обладать рядом специфических свойств:
Чтобы обеспечить пуск трансмиссии при как можно более низком уровне температуры и снизить потери на трение в шестернях передач, надо чтобы вязкость была минимальной, а чтобы обеспечить высокую несущую способность масляной пленки и для предотвращения потерь (течей) через уплотнения и сальники коробки– максимальной
При отличных низкотемпературных свойствах применяемое масло трансмиссионное ваз 2109 имеет минимально допустимую вязкость, а при рабочей температуре получается весьма ощутимая экономия бензина, особенно это заметно при запуске и разогреве агрегатов машины.
Масло трансмиссионное ваз 2109 должно так же обладать необходимыми противозадирными и защищающими от износа деталей свойствами
Иметь устойчивость к окислению, и физическую стабильность (сохранять свои свойства с течением времени)
Защищать детали от коррозии и иметь устойчивость к пенообразованию
Обладать нужной совместимостью с резиновыми манжетами и уплотнениями
Иметь отличные защитные свойства в случае контакта с водой
Переходим к выбору трансмиссионного масла
Чтобы правильно выбрать масла трансмиссионные для ваз 2109 важно учесть:
Название «трансмиссионное» вовсе не значит, что оно подходит для любого узла, относящегося к трансмиссии автомобиля
Например, для большинства переднеприводных авто в коробку переключения передач, изготовители рекомендуют заливать моторное (это работало для первых машин, когда термин «трансмиссионное» еще не существовал, работает и сейчас)
Шестеренки в таких агрегатах применяются только цилиндрические, при работе таких шестерен опасность задиров очень мала
А для полуавтоматических и автоматических коробок передач не подходит ни моторное ни масло трансмиссионные для ваз 2109
Эти коробки очень специфичны, для их правильной работы необходима специально разработанная маловязкая жидкость — Automatic Transmission Fluid (сокращенно ATF), такое обозначение принято в международной практике
В обычных легковых автомобилях (да и грузовых тоже), имеющих классическую комплектацию, а также для полно приводных и большинства переднеприводных машин, применяется исключительно трансмиссионное масло
«Синтетическое» либо «минеральное» для шестеренок коробки, большого значения не имеет, поэтому с точки зрения экономии — «минеральное» выгоднее
Выбирая для ваз 2109 трансмиссионное масло, обычно опираются на два основных критерия:
скорость относительного скольжения
действующие в механизме удельные нагрузки
Исходя из этих требований, подбираем масла трансмиссионные ваз 21093 (и любые другие модели) отличающиеся вязкостью, количеством разнообразных присадок, нас интересуют противозадирные. Итак:
Они, содержат в своем составе, как правило, сернистые соединения, которые вызывают при критических режимах эксплуатации химические изменения (так называемую модификацию) металла
При этом поверхностный слой металла не вырывается (не выкрашивается) образуя, задиры и сколы, а превращается в своеобразную тонкую пленку, которая и становится продуктом эксплуатационного износа
Металл шестерен при этом «разъедается» химически, но общий износ при этом в тяжелых условиях оказывается гораздо ниже
Есть еще небольшая оговорка: такая химическая модификация существенно снижает износ, но это относится только к чугуну или стали
При этом цветной металл, муфты синхронизаторов, плохо реагирует на сернистые соединения и изнашиваются в их присутствии, гораздо быстрее
На сегодняшний день в легковых машинах применяются трансмиссионные смазки двух разновидностей: GL-4 и соответственно GL-5, согласно заграничной классификации либо типТМ-4 и тип ТМ-5 — согласно отечественной, и так выбираем масло трансмиссионное в ваз 2109. Итак:
Смазка GL-4 по классу API подходит только для коробок переднеприводных моделей ВАЗ
Смазка группы GL-5 — годится для всех других машин отечественного производства
На рынке встречается так же универсальное масло смешанной группы GL-4/5
Вид смазки для иномарок надо уточнять по каталогу либо в эксплуатационном руководстве
Однако вопреки распространенному мнению, что смазка типа GL-5 гораздо выше качеством, чем тип GL-4, однако, это совсем не так
Важно понимать, что данные классы разные, поэтому нельзя их сравнить и сказать, что какой-то класс лучше или хуже
Применение самых лучших масел типа API GL-5 в ВАЗовской коробке может погубить синхронизаторы
А масло группы API GL-4 наоборот рекомендовано ВАЗом для таких КПП
Трансмиссионные смазки GL-5 делят на три основных группы:
SAE 80W90 —это «минералка», но не густая «Спектрол-Форвард», «Mobil Mobilube HD» ,«Велс ТМ», , TexacoGearteхEP-C.
«синтетика» и «полусинтетика» (класс SAE 75W-90). Тут отечественные производители уступают эту нишу заграничной продукции: TeboilEP, ВРEnergearSGX, Motulgear и др.
Важно знать:
Наиболее широко известное многим поколениям владельцев авто трансмиссионное масло типа ТАД-17И, больше не выпускают, его аналогом сейчас является ТМ5-18
Если увидите на витрине емкости, имеющие со старую маркировку давно «перележали» свой срок на складе и потеряли свои свойства либо являются подделкой
Выбор смазки по уровню ее эксплуатационных свойств далеко не все.
Еще важно определяться и с вязкостью, покупаемого смазочного материала, тут важно знать следующее:
Масла для трансмиссии, имеющие вязкость при 100 градусах не ниже 24 мм2/с, класса «140» согласно SAE (а тем более «250»), годятся лишь для южного жаркого климата
А в зоне, где температура умеренная лучше выбрать класс «90»
А если считаете, что рациональнее применять «всесезонное» масло, тогда выбирайте сорта с маркировками 75W-90 или 80W-90 либо 85W-90
Последняя из них 85W-90 не совсем подходит для холодной зимы
Масла типа 80W-90 согласно маркировке SAE весьма универсально
75W-90 позволит вам не испытывать трудностей с запуском машины, даже при самых сильных морозах
Использование трансмиссионных смазок отечественных производителей, большинство из которых согласно API отнесены к классу GL-5, вызывает ускоренный износ синхронизаторов
Поэтому в коробках переднеприводных машин ВАЗ рекомендуется использовать трансмиссионные смазки с маркировкой API GL-4 или API GL-4/5, имеющие вязкость по SAE 75W-80 — SAE 80W-90
Отыскать масло GL-4 отечественных производителей сейчас довольно сложно, чаще всего попадаются полусинтетические либо синтетические масла импортного производителя, цена которых «кусается», но применение их позволит вам значительно увеличить срок службы шестерен коробки вашего автомобиля
Помните, не стоит «кормить» механизмы маслами, имеющими высокую вязкость, например моторными 5W-50 (либо 10W-50 и другие.) или трансмиссионными типа 85W-90
Чем выше значение вязкости, тем прочнее образующаяся на деталях масляная пленка, но при этом хуже доступ смазки к деталям коробки
Кроме этого слишком большое значение вязкости сильно увеличит нагрузку на синхронизаторы, ведь излишнее масло они постоянно продавливают«через себя»
А вот моторные 15W40 (или 10W40) и трансмиссионные 75W-80 то, что надо
Рекомендуемое ВАЗ это ТМ-4-12 (соответствует SAE 80W-85) будет просто великолепно, если не подделка
И хотя на сегодня для переднеприводных машин ВАЗ рекомендованы несколько видов трансмиссионных масел, допускается использование и моторных
В 1996 году для КПП «самары» разработали масло — «Рексол Т» (по SAE 80W-85, по API GL-4)
В 1998 году получает допуск к эксплуатации масло, соответствующее всем ТТМ ВАЗ, — это «Лукойл ТМ-4» (по SAE 80W-85)
По свойствам вязкости допускается применение: SAE 75W-80 — в диапазоне от -40 до 25 градусов, для 80W-85 — диапазон температур составляет -30 — +35градусов, для 80W-90 -30 +45 градусов
Появление на рынке новых видов масел практически совпал с появлением КПП ВАЗ-2110, которую устанавливают и на ваз2109
Как видите с выбором смазки легко справиться и без видео. Существует и минимальный набор требований, которым обязано соответствовать масло для КПП переднеприводных машин:
Диапазоны применения Минимальная рабочая температура воздуха, °С Класс SAE Максимальная температура воздуха, °С -40 SAE 75W-80 35 -40 SAE 75W-90 35 -26 SAE 80W-85 35 -26 SAE 80W-90 35 -12 SAE 85W-90 45
Теперь мы разобрались исходя из чего выбирать на ваз 2109 трансмиссионные масла, осталось купить и залить его в коробку, вы сможете выполнить и эту процедуру самостоятельно, так сказать своими руками, изучив соответствующую статью по замене.