Меняем тормозную жидкостьБезопасное вождение автомобиля невозможно представить без хорошо работающей системы торможения. Помимо различных деталей и узлов она содержит специальную жидкость, от качества и свойств которой напрямую зависит эффективность тормозов. Во время эксплуатации свойства тормозной жидкости становятся хуже, что влечет за собой полную ее замену. Каждый производитель сам устанавливает интервал обслуживания, в том числе, и для замены тормозной жидкости. Содержание
СправкаТормозная жидкость предназначена для работы в гидравлических тормозных системах и ее особенностью является устойчивость к температурным воздействиям и особая вязкость. Нормы DOT разделяют тормозные жидкости по температуре кипения и вязкости.
Помимо этого все разновидности должны обладать еще целым набором свойств, которые несвойственны другим жидкостям:
Виды и применениеСуществует три вида тормозной жидкости: минеральная, гликолевая и силиконовая.
Когда менять, а когда доливатьТормозная жидкость имеет свойство терять свои характеристики по мере эксплуатации автомобиля. Многие производители указывают интервалы контроля и замены жидкости, в среднем это один раз в 2 – 3 года. Доливка тормозной жидкости проводится по мере необходимости или после проведения ремонтных работ, которые повлекли частичное вытекание жидкости. Сколько доливать, можно понять по меткам на бачке. ВАЖНО: при доливке тормозной жидкости необходима их полная совместимость! По всем правилам и технологиям не допускается частичная замена тормозной жидкости, поэтому систему всегда заполняют новой. Старая и новая – будут иметь разные характеристики, что влечет за собой неравномерность работы тормозной системы. Определить, нужно ли проводить замену в большинстве случаев можно с помощью визуального осмотра. Если в бачке есть отложения, жидкость стала мутной или изменила цвет – необходима полная замена. Осуществить эту процедуру можно во многих автосервисах или самостоятельно, за исключением некоторых моделей автомобилей, оборудованных электронными системами (ESP, EBD и т.д.). Рассмотрим подробнее особенности замены тормозной жидкости. Рекомендуем к просмотру данное видео:
Автомобиль без АБСОтсутствие на автомобиле вспомогательных систем, в том числе АБС – значительно упрощает процесс замены. Есть два способа проведения этой процедуры. Какой выбрать – зависит от предпочтений и удобства. Первый. Для начала производится слив всей жидкости из системы. Для этого нужно выкрутить или ослабить все штуцеры из гидропривода (находятся на суппортах). После этого бачок наполняется новой жидкостью, и она закачивается в систему нажатием на педаль тормоза. Когда из одного из штуцеров начала бежать жидкость – его закручивают, процесс повторяется на всех оставшихся. Далее нужно «прокачать» тормоза, чтобы избавиться от воздуха в системе. Второй. Этот способ потребует больше новой жидкости, но не требует «прокачки» после окончания работ. Замена производится путем прокачки каждого контура по очереди. Во время «прокачки» новая доливается в бачок и заменяет старую, при этом, не допуская воздух в систему. Недостаток данного способа в том, что старая жидкость частично останется в системе и смешается с новой. Порядок прокачки:
Если данные работы выполняются в автосервисе, то в большинстве случаев используется аппарат для замены тормозной жидкости. Через переходник он подключается к бачку и путем нагнетания давления в системе выдавливает старую жидкость, заменяя ее новой. Клапана рабочих цилиндров откручиваются в том же порядке. Автомобиль с АБСЕсли автомобиль не оснащен сложной системой АБС (гидроаккумулятор и блок клапанов должны быть в одном рабочем блоке), то применяется способ аналогичный для автомобилей без АБС с прокачкой отдельных контуров по очереди, с некоторыми замечаниями. Во-первых, необходимо откачать старую жидкость из бачка и залить новую, до отметки «maximum» и закрыть бачок. Далее нужно отсоединить разъем питания на крышке бачка, надеть прозрачный шланг на штуцер сброса воздуха, а другой конец опустить в емкость. На один оборот открутить штуцер и попросить напарника несколько раз надавить на педаль тормоза и зафиксировать ее в нажатом положении. Когда течь жидкости прекратиться, штуцер завернуть обратно и отпустить педаль тормоза. Такая операция подходит только для передней оси. Задний контур, имеет высокое давление, поэтому прокачивается сразу и антиблокировочный модуль. Работу необходимо начинать с правого заднего колеса. Для начала нужно подсоединить трубку к штуцеру (откручен на один оборот). После этого с помощью напарника нажать на тормоз и включить зажигание. Когда воздушные пузыри перестанут выходить из системы и появится новая жидкость – завернуть штуцер, зажигание выключить. Далее нужно прокачать правое заднее колесо. Так же надеть шланг на отвернутый штуцер, включить зажигание (тормоз не нажимать) и дождаться окончания выхода пузырей и появления новой жидкости. После попросить напарника нажать на педаль тормоза до середины хода и завернуть штуцер. Когда насос закончит работу (определить на слух)- выключить зажигание. После окончания работ нужно долить жидкость, столько, сколько требует уровень. Работы так же могут быть выполнены с помощью специального оборудования, о котором говорилось выше. Для автомобилей с АБС он является предпочтительным и более удобным. Меры предосторожности
Замена тормозной жидкости на автомобилях с ESP , EBDВ автомобилях, оснащенных системой распределения тормозных усилий (EBD), тормозным ассистентом (brake assist), системой курсовой устойчивости (ESP) и другими, сложно полностью заменить тормозную жидкость самостоятельно. Электронные помощники работают в паре с АБС и при попытке самостоятельной замены – компьютер выдаст ошибку, а в некоторых автомобилях может заблокировать запуск двигателя, посчитав дальнейшее движение небезопасным. Чтобы осуществить операцию по замене тормозной жидкости необходимо ехать в сервис, где есть необходимое оборудование и программное обеспечение. Процедура занимает немного времени и позволяет избежать неприятностей связанных с электроникой управления систем активной безопасности. ПослесловиеЗамена тормозной жидкости необходимая процедура, влияющая на безопасность вождения. При всей своей простоте – выполнять ее желательно в автосервисах, где есть специальное оборудование, специалисты уже на опыте знают, сколько нужно жидкости для той или иной модели. Стоимость работ разнится от 600 до 1000 рублей. Если оплачивать нормо-час, то цена будет зависеть от того, сколько времени мастер потратит на работу. |