Как составные элементы ходовой, подшипники ступицы очень важны для обеспечения работоспособности транспортного средства и безопасности участников дорожного движения. При выходе из строя данных элементов автомобиль может стать неуправляемым. Их надлежащее состояние должно контролироваться во время эксплуатации автомобиля и при необходимости при ТО следует проводить замену ступичных подшипников.
Содержание
1 Ступица
2 Причины и признаки поломки
3 Итак, замена подшипника ступицы переднего колеса: алгоритм действий
4 Особенности замены подшипника ступицы заднего колеса
Ступица
Ступица – центральная часть вращающейся детали, нанизываемая на колесную ось. Она сопрягается с диском, спицами и ободом колеса. В ее внутреннее отверстие впрессовывается подшипник. Ступица не только крепится к колесу, но и позволяет ему вращаться. Если она соединена с ведущей колесами, то является еще и элементом трансмиссии. С нею связана и тормозная система автомобиля. Необходимости в установке новой ступицы обычно не возникает, а вот замена ступичного подшипника – операция, избежать которой невозможно. Менять весь ступичный узел приходиться только в том случае, когда он является неразборным, и замена подшипника ступицы как отдельная операция невозможна.
Причины и признаки поломки
Подшипники не подлежат ремонту, поэтому в случае поломки их меняют. Срок службы этой детали рассчитан на 100 000 километров пробега, но целый ряд факторов способствуют сокращению этого срока:
Эксплуатация в сложных условиях, в условиях плохих дорог.
Плохое качество смазки, ее недостаток или избыток.
Попадание влаги и пыли.
Ошибки при смене колес: отсутствие регулировки и неправильный зазор, перезатяжка втулки и т.п.
Обязательно посмотрите видео о диагностике подшипника:
Поэтому, несмотря на величину пробега, подшипники следует проверять каждый раз, когда проводится ремонт тормозных колодок. О выходе из строя свидетельствуют признаки:
Перегрев ступицы.
Люфт колеса.
При движении по ровной дороге возникает монотонный гул в области передних или задних колес.
Стук, усиливающийся при езде по неровной дороге.
Нехарактерное притормаживание при повороте руля.
При наличии этих признаков необходимо провести диагностику состояния автомобиля, т. к. эти признаки могут свидетельствовать о наличии других проблем. Операцию замены подшипникового узла можно провести самостоятельно. Для этого понадобится: домкрат (подъемник), отвертки, ключ баллонный, съемник для ступичной гайки, монтировка, смазка – литол, может быть, и зубило.
Итак, замена подшипника ступицы переднего колеса: алгоритм действий
Подготовительные этапы:
Фиксируем ручной тормоз. Под колеса, расположенные сзади, ставим специальные упоры.
Немного ослабляем болты крепления и отсоединияем гайку подшипника.
Если на вашем транспортном средстве диски выполнены из легкосплавных материалов, то предыдущую операцию проводим так: снимаем колесо, в то время как ассистент фиксирует педаль тормоза, снимаем гайку.
Демонтаж суппорта: с помощью отвертки отжимаем суппорт, с помощью ключа отсоединяем суппорт от поворотного кулака, фиксируем суппорт, чтобы он не повис на тормозном шланге. Отсоединяем тормозной диск от ступицы.
Проводим замену подшипника, используя один из трех предлагаемых методов, описанных ниже.
Метод первый. Если при монтаже вы не хотите трогать болт регулировки развала и не страшитесь неудобств при ремонте, то выбирайте смену подшипника без съема поворотного кулака. Для этой операции понадобится съемник, а также смотровая яма или подъемник. Метод второй. При этом методе извлечь подшипник и установить новый будет значительно удобнее, но в этом случае нарушается регулировка развала. До начала операции следует установить 2 метки, отмечая положение регулировочного болта и поворотного кулака. Отворачиваем болты, которыми шаровая опора крепится к кулаку. Осторожно постукивая, удаляем болты. Демонтируем поворотный кулак. Используя наставку подходящего размера, сбиваем ступицу с подшипника. Убираем стопорное кольцо. С помощью тисков фиксируем съемник и удаляем заменяемую деталь. Очищаем посадочное место от грязи, смазываем его. Запрессовываем новый подшипник, крепим стопорное кольцо. Поворотный кулак монтируем на ступицу. Прикладывая усилие к внутренней обойме подшипника, вбиваем его до упора. Устанавливаем остальные элементы в обратном порядке. Затянув гайки подшипника, в обязательном порядке приминаем бортики гайки. Метод третий. Применяется тогда, когда не подходят два первых, так как этот метод самый трудоемкий. В начале работы следует распрессовать рулевой наконечник. Отвернуть гайки, которыми верхняя опора крепить к кузову. На демонтированной стойке проводим замену. Своевременная замена смазки в подшипниках ступиц передних колес продлит срок службы этих элементов.
Обязательно посмотрите видео о замене подшипника ступицы на Форд Фокус:
Особенности замены подшипника ступицы заднего колеса
Ставим автомобиль на первую передачу. Домкратом поднимаем заднюю часть. Под передние колеса устанавливаем упоры.
Отсоединив направляющие штифты, демонтируем тормозной барабан и тормозные колодки.
С гайки крепления ступицы снимаем заглушку и, используя съемник, отворачиваем гайку.
Сбиваем ступицу с цапфы. В идеальном варианте деталь снимается вместе с подшипниковым кольцом.
Щипцами демонтируем стопорное кольцо, сбиваем пыльник. Работаем аккуратно, чтобы не повредить ступицу.
Посадочное место очищаем от грязи, смазываем литолом.
Съемником запрессовываем новый подшипник. Не использовать молоток!
Монтируем пыльник и стопорное кольцо.
Устанавливаем ступицу на цапфу, легко постукивая по внутреннему кольцу подшипника.
Затягиваем цапфу, приминая бортики.
Собираем ступичный узел в обратном порядке, прокачивая, удаляем воздух из тормозной системы, регулируем стояночный тормоз. Эту операцию лучше производить одновременно для обоих задних колес.
Обязательно посмотрите видео о замене заднего ступичного подшипника на Логане: