Как самостоятельно проверить датчик детонации на своем автоПоявление металлического стука — обычное явление в бензиновых моторах ВАЗ. При этом новички часто принимают данный звук за стук «пальцев». Но в 90% случаев причина данного явления — детонация. Как проверить датчик детонации Появление данного симптома может привести к крайне неприятным последствиям — вплоть до поломки двигателя. Объяснить это просто. Мотор просто не выдерживает повышенных нагрузок, воздействующих на ГБЦ, поршневую систему и цилиндры. Для контроля уровня детонации и своевременного предотвращения аварии как раз и устанавливается специальный датчик. В чем же его особенности, как проверить датчик детонации, мы рассмотрим в данной статье. Устройство и принцип действия датчика детонацииПо своей сути датчик детонации — акселерометр, задача которого в приеме и преобразовании энергии механической в электрическую. В частности, датчик детонации «снимает» колебания блока цилиндров и передает полученную информацию в виде электрических импульсов дальше. Команды от устройства направляются к ЭБУ мотора, который раздает последующие сигналы для устранения неисправности. В частности, передается две команды — по корректировке состава топливовоздушной смести и изменению угла опережения. Итог работы устройства — снижение потребления топлива, повышение мощности мотора и устранение детонации. Чтобы понять, как работает датчик детонации, важно хотя бы вкратце знать принцип пьезоэффекта. Главная конструктивная особенность устройства — пьезоэлектрическая пластинка. При появлении вибраций мотора на ее краях появляется разность потенциалов. Чем выше диапазон и частота детонаций, тем большее уровень напряжения на краях датчика. Если данный параметр превышает установленный лимит, то ЭБУ раздает команды другим элементам авто для устранения проблемы. Как показывает практика, многие автолюбители даже не представляют, где находится датчик детонации. Здесь все просто. К примеру, на автомобилях ВАЗ 2114-15 это устройство находится прямо на блоке силового узла, между 2-м или 3-м цилиндром. При этом само устройство может быть двух видов — с одним или двумя контактами. Основные поломки датчикаРаспознать неисправности датчика детонации можно по целой группе характерных признаков:
Распознать ошибку устройства несложно — достаточно знать основные характеристики кодов: — 0325 — код, который сигнализирует о наличии обрыва в питании датчика. Как правило, причиной появления кода является повреждение провода питания, окисление контактов и так далее. Часто неисправность решается посредством обычной чистки контактных соединений; — 0328. Данная ошибка — явный сигнал возникновения проблема в проводах, по которым проходит высокое напряжение к свечам автомобиля. Вторая вероятная причина — соскальзывание ремня ГРМ; — 0327, 0326 — еще два кода, которые сигнализируют о необходимости проверки. Как правило, данные ошибки — результат слабого или чрезмерно сильного сигнала от ДД. При такой поломке, как правило, достаточно произвести обработку контактной группы подключения датчика. В процессе проверок учтите, что причиной проблем может быть недостаточная протяжка ДД. На старых авто, в которых не было ЭБУ, угол опережения можно было изменить вручную. В частности, достаточно было прокрутить крышку распределителя в одну или в другую сторону. С появлением современных устройств делать это сдало невозможно — всю работу выполняет электроника. Следовательно, при поломке датчика спастись можно только заменой, а как это сделать читайте здесь. Особенности проверки датчика детонацииПри появлении описанных выше симптомов стоит срочно принять меры и произвести необходимую диагностику. Но что делать, если беда застала в дороге и нет возможности добраться до СТО? В такой ситуации работу можно сделать своими руками. Есть два основных способа проверки: 1. Измерение сопротивления. Данный вариант не всегда подходит, ведь вам необходимо знать параметры датчика. Выяснить эту информацию можно и в мануале к автомобилю или по надписи на самом устройстве (если она есть). После этого используйте мультиметр и произведите измерения. Если текущее сопротивление меньше или больше от нормального, то ДД необходимо менять. 2. Измерение напряжения. Самый простой вариант — проверка датчика детонации мультиметром. Для выполнения работы отбрасывайте разъем, питающий устройство, и демонтируйте сам датчик. После этого переключайте прибор в позицию для измерения милливольт, подсоединяйте «плюс» одного щупа к сигнальному выходу, а второй — к «массе» устройства (как правило, это отверстие для фиксации ДД к мотору). После прикосновения щупов к выводам включайте мультиметр и постучите каким-нибудь предметом по внешней части ДД. В момент ударов на циферблате прибора должно появляться напряжение (как правило, его уровень составляет около 40 мВ). Кроме этого, на данном этапе можно точно диагностировать чувствительность устройства. Чем сильнее удар по корпусу, тем на большее напряжение должно появляться на выходе.
Учтите, что не каждый прибор способен измерять столь небольшое напряжение, поэтому убедитесь в наличии соответствующего диапазона на мультиметре. Здесь важна максимальная точность измерений. Если напряжение не появляется вовсе, то можно говорить о выходе ДД из строя. Таким образом, при появлении первых признаков поломки стоит проверить датчик детонации на исправность. При наличии дефекта все что остается — поменять устройство (вопрос нескольких минут). Игнорирование проблемы может привести к более серьезным проблемам и затратам в будущем. |