avto-zhelezo.ru » Советы

Ваз 21099: ремонт электрооборудования - особенности устранения неполадок

Ваз 21099: ремонт электрооборудования - особенности устранения неполадок с фото
  • 1 Агрегаты и устройства, составляющие электроцепь автомобиля
    • 1.1 Аккумуляторная батарея и её возможные неисправности
    • 1.2 Генератор автомобиля и его возможные неисправности
      • 1.2.1 Как провести первичную диагностику неисправностей генератора
      • 1.2.2 Проверка состояния щёток и реле регулятора напряжения
  • 2 Стартер и его возможные неисправности
    • 2.1 Блок предохранителей и реле: назначение и необходимость замены
    • 2.2 Замена блока предохранителей

ВАЗ 21099 «САМАРА»

Неисправности электрооборудования довольно часто встречаются в повседневной автомобильной жизни владельцев автомобилей. В данной статье с использованием фото будет описано, какими бывают поломки и как правильно их устранять.
В качестве наглядного пособия используются автомобили марки ваз 21099 и ваз 2109.Электрическая цепь любого автомобиля включает в себя достаточно большое количество агрегатов и устройств, которые обеспечивают бесперебойную работу силового агрегата и машины в целом.
Большинство из них имеют достаточно сложную конструкцию и требуют к себе особого внимания в плане технического обслуживания и ремонта. В силу объективных причин ремонт электрического оборудования лучше доверить квалифицированному специалисту автосервиса,но некоторые работы вполне можно сделать своими руками.

Агрегаты и устройства, составляющие электроцепь автомобиля

Важность каждого устройства или агрегата в целом для системы электрообеспечения автомобиля – безусловна. Как уже упоминалось – их много.
Но среди основных следует отметить такие:

  • Аккумуляторная батарея.
  • Генератор.
  • Стартер.
  • Блок предохранителей и реле.

Именно по этим агрегатам мы рассмотрим ряд поломок и неисправностей, причины их возникновения и способы устранения.

Аккумуляторная батарея и её возможные неисправности


Аккумуляторная батарея

Назначение этого устройства состоит в том, что оно обеспечивает питание электрической системы автомобиля постоянным током с напряжением 12В. Этим током создаются необходимые условия для корректной работы всех составляющих электрической цепи автомобиля, как при выключенном двигателе, так и при его запуске (имеется в виду работа стартера ваз).
О состоянии батареи и других агрегатов водителю сигнализирует лампа, установленная на панели приборов. Если лампа включилась при работающем двигателе, это значит, что батарея не подзаряжается.
О возможных причинах возникновения этой неполадки и способах её устранения будет изложено в следующем подразделе.
В целом нормальная работа батареи зависит от своевременного технического обслуживания её:

  • Осуществление контроля за уровнем электролита в секциях батареи и, при необходимости, долив дистиллированной воды.
  • Своевременная подзарядка батареи.

Рекомендация: Обслуживание батареи необходимо выполнять аккуратно и беречь её от механических повреждений. Так же нельзя допускать замыкания клемм.

Генератор автомобиля и его возможные неисправности




Генератор ваз 21099: ремонт

Основное предназначение автомобильного генератора состоит в том, что при включённом двигателе он начинает вырабатывать электроэнергию, которая обеспечивает работу оборудования электроцепи автомобиля. Расположен генератор в моторном отсеке и соединён с двигателем посредством ремённой передачи.
Как уже убедились многие автолюбители, ничего вечного в машине не бывает. Любой узел или агрегат автомобиля рано или поздно может потребовать ремонта.
И автомобильный генератор не составляет в том исключения. На автомобиле ваз 21099 ремонт генератора, при наличии надлежащих условий, инструмента и приспособления, особых трудностей не представляет.
Однако для этого потребуются определённые знания.И в этом посодействует нижеследующая инструкция.
Однако для начала необходимо отметить признаки и причины поломки генератора:

  • Первая причина носит сугубо механический характер. При работе генератора появляются посторонние шумы.
    Эти шумы сигнализируют о поломке подшипника. В данном случае необходима разборка генератора и замена вышедшего со строя подшипника.
  • Второй причиной является снижение напряжения на «выходе» генератора. В данном случае «загорается» сигнальная лампа.
    Это может свидетельствовать о том, что износились щётки и нарушен контакт обмотки с ротором. А также может быть прослаблено натяжение ремня привода генератора.
    Для ликвидации данной проблемы необходимо соответственно: заменить щётки и убрать слабину ремня привода.
  • Третья причина поломки генератора – это увеличение напряжения на «выходе». Как правило, в этом случае довольно часто перегорают предохранители.
    В данной ситуации необходимо проверить работоспособность диодного моста генератора и при необходимости заменить его. Выход со строя диодного моста также можно смело включать во вторую причину поломок.

Примечание: В случае, когда автогенератор выходит со строя, питание на электрооборудование начинает поступать от аккумуляторной батареи и машина проедет ровно столько, насколько хватит зарядки этой батареи.

Как провести первичную диагностику неисправностей генератора

 Итак:

  • Для проверки состояния подшипников необходимо включить двигатель и прикоснуться ладонью к корпусу генератора. При значительном износе подшипника вибрация будет весьма ощутимой.
    Её перепутать ни с чем нельзя.
  • Для проверки состояния ремня привода генератора двигатель необходимо выключить. Тщательным образом, визуально проверить целостность ремня.
    Далее, путём нажатия, необходимо определить уровень прогиба ремня. Он не должен превышать 15мм.
  • Напряжение на «выходе» проверяется с помощью вольтметра. Необходимо включить двигатель и произвести замер напряжения на клеммах аккумулятора.
    При исправном генераторе оно будет составлять от 13,6В до 14,0В. Если вольтметра нет – его нужно купить. Вещь очень нужная и недорогая.
    Его цена составляет не более 100 рублей.
Проверка состояния щёток и реле регулятора напряжения

Перед тем как демонтировать генератор, чтобы не делать лишнюю работу, необходимо проверить состояние щёток и работоспособность регулятора напряжения. Они расположены в тыльной части корпуса генератора.
Щёткодержатель с регулятором можно отсоединить, не демонтируя генератор.
Для этого необходимо выполнить следующее:

  • Отсоединить «минусовую» клемму аккумулятора и тем самым обесточить электрическую цепь автомобиля.
  • Отсоединить контактный провод от щёткодержателя.
  • Далее с помощью крестовидной отвёртки необходимо вывинтить два крепёжных винта и снять щёткодержатель.

В качестве небольшого дополнения наглядности устранения отдельных проблем предлагаем вашему вниманию просмотреть видео:

Предостережение: При вывинчивании крепёжных винтов будьте предельно внимательны и не упустите их на защиту картера. Достать винты будет проблематично.

Отсоединив щёткодержатель, необходимо проверить состояние щёток. На них не должно быть трещин и сколов.
Щётки должны выступать из щёткодержателя на расстояние не меньше 4мм. При обнаружении этих отклонений от технических норм, щёткодержатель вместе с реле необходимо заменить.
Далее проверяем исправность регулятора напряжения. Для этого необходимо составить схему, которая изображена ниже:




Схема проверки регулятора напряжения

При такой схеме, если напряжение источника питания будет составлять 12В, то контрольная лампа «загорится». Если напряжение поднять до 15В – лампа «потухнет».
Несоответствие включений и выключений контрольной лампы говорит о том, что узел неисправен, и его необходимо заменить.

Стартер и его возможные неисправности




Стартер ваз 2109

Стартер – это именно то устройство, без которого невозможно завести двигатель автомобиля. В этом и состоит его основная задача.
Конструкционно стартер – это тот же электродвигатель. И как всякий агрегат, в результате износа деталей, он может выйти из строя.
Например, в автомобиле ваз 2109 ремонт электрики – больших трудностей не имеет. Однако особую сложность представляет собой демонтаж стартера.
В принципе это касается всех моделей данного ряда. Если трудности не пугают в данном процессе, тогда можно смело приступит к диагностике неисправностей и ремонту стартера.
Для проверки работоспособности стартера, прежде всего, необходимо привести в порядок аккумуляторную батарею. Она должна быть заряженной.
Далее необходимо включить «зажигание» и внимательно прослушать работу стартера.
Признаками его поломок может быть следующее:

  • Не срабатывает втягивающее реле. При этом нет характерного щелчка.
  • Вал стартера не вращается или вращается с недостаточной скоростью.
  • При включении стартера слышен специфический «трещоточный» звук. Это значит, что шестерня стартера не заходит полноценно в зацепление с маховиком.

Всё вышеперечисленное говорит о том, что стартер требует ремонта. И для этого его необходимо демонтировать.
Данная процедура предполагает следующее:

  • В первую очередь необходимо отсоединить клеммы аккумулятора.
  • Затем отсоединяем контактные кабели от стартера.
  • Далее отвинчиваются три гайки крепления стартера к картеру.
  • Снимаем стартер.

После очистки и промывки, агрегат готов к диагностике и разборке. Для того, чтобы продиагностировать работу стартера – понадобиться полностью заряженная аккумуляторная батарея.
Далее к корпусу стартера подсоединяется клемма с «минуса» батареи и «плюсовым» контактом проверяем работоспособность втягивающего реле. Если «плюсовой» провод подсоединить к контактному болту реле, вал стартера выдвинется вперёд.
Если подсоединить «плюсовой» провод после реле, ротор стартера должен вращаться. В первом случае, если движение не произошло, то реле надо заменить.
Во втором случае, при отсутствии движения, необходимо проверить состояние щёток(см. Замена щетки стартера и все про это), контактных колец и обмотки статора. При выявлении дефектов принимается решение по устранению данной проблемы и выполняется дальнейший ремонт.

Рекомендация: При разборке, детали статора необходимо укладывать последовательно, в заранее подготовленном месте. Это позволит не перепутать их сборку.

Блок предохранителей и реле: назначение и необходимость замены




Ваз 2109: ремонт блока предохранителей

Данное устройство выполняет очень серьёзную роль в безопасности работы электрических агрегатов. Основное предназначение его состоит в том, чтобы предотвратить короткое замыкание проводки электроцепи в автомобиле и тем самым избежать пожара, а также быстрый доступ к реле — устройствам.
Основной причиной необходимости замены данного устройства является чрезмерная нагрузка, которая появляется в результате одновременного включения нескольких агрегатов в электрическую цепь. Эта дополнительная нагрузка может привести к перегреву электросети и разрыву её.

Замена блока предохранителей

Для замены блока понадобятся крестообразная и плоская отвёртки.
Замена блока производится в следующем порядке:

  • Для начала необходимо снять «минусовую» клемму аккумулятора.
  • Затем, провернув на 90 градусов три замка, снимаем крышку монтажного блока.
  • Далее вывинчиваем болты крепления блока предохранителей к передней панели.
  • Аккуратно снимаем блок со шпилек.

В девятой модели ВАЗ также имеется дополнительное реле. Оно расположено с правой стороны от рулевого колеса.
Для того, чтобы демонтировать это реле, необходимо отсоединить подводящие провода и ключом R8 отвинтить его крепления к панели. Новый блок необходимо устанавливать в обратном порядке.

Репост
Наверх